3.4.0. Ролик с примером самостоятельного расчёта бизнес-плана (из сериала "Превращение г. Васюки в столицу РФ и МФЦ")
- Как проводится SWOT-анализ при создании бизнес-плана в Онлайн конструкторе E-planificator?
- Как оценивать и вводить в Конструктор сильные и слабые стороны вашего и конкурирующих проектов, открывающиеся возможности и возникающие угрозы?
- Как интерпретировать результаты SWOT-анализа на основе построенных Конструктором таблиц?
3.4.1. Теория
SWOT-анализ онлайн с помощью Конструктора
SWOT-анализ (т.е. анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) – это этап, позволяющий перекинуть мостик между анализом рынка и конкуренции и дальнейшей разработкой маркетингового плана.
Анализ проводится для всех сегментов сразу или для каждого из выбранных вами для себя рыночных сегментов; во втором случае вы можете использовать эти формы для анализа каждого из сегментов для каждого из ваших видов продукции столько раз, сколько вам будет нужно, поскольку они не влияют на последующие расчёты.
Название фактора и конкурента желательно вводить без специальных символов, таких как скобки, кавычки и т.д., в противном случае Конструктор может не принять данные как неформатные и превышающие заданное количество символов.
Если вы осуществляете SWOT-анализ для нескольких сегментов по отдельности, не забывайте сохранять на своём компьютере после заполнения этих форм построенные Конструктором таблицы сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (с помощью комбинаций клавиш Ctrl+C и Ctrl+V), т.к. Конструктор включит в автоматически формируемый бизнес-план только последнюю из построенных им таблиц.
Анализ сильных и слабых сторон
Для проведения анализа сильных и слабых сторон выделите факторы успеха, критичные для вашего проекта в данном сегменте рынка (т.е., ваши внутренние факторы, влияющие на решение потенциального клиента о покупке или определяющие успех или провал компании на рынке).
Примеры критических факторов успеха:
- разнообразие ассортимента продукции;
- местоположение торговой точки;
- удобство оплаты заказа с точки зрения клиента;
- наличие резервного канала поставок;
- наличие подготовленного персонала;
- дружественность интерфейса;
- совершенство дизайна;
- конечно, цена.
Оцените важность каждого фактора в процентах и введите эти значения в поле "удельный вес" для каждого фактора. Поскольку факторы слабых сторон в итоге сопоставляются с факторами сильных сторон, они должны иметь совпадающую "шкалу ценностей". В связи с этим, общая сумма процентов для факторов сильных или слабых сторон не обязательно должна быть равной ста.
Далее оцените по десятибалльной шкале силу или слабость своих позиций по каждому из факторов, после чего выберите двух главных конкурентов в данном секторе, выявленных на шаге 3.3, и оцените их сильные и слабые стороны по соответствующим факторам; факторы сильных сторон на общей шкале ценностей могут быть тяжелее, чем факторы слабых сторон, и наоборот.
При заполнении форм "Слабые стороны" оценивайте именно степень "слабости", так как в итоговых значениях они будут фигурировать "с минусом", при этом целесообразно использовать в названии фактора слово с негативным оттенком ("отсутствие", "неразвитость" и т.д.). Например, фактор "наличие подготовленного персонала" будет целесообразно переименовать в "отсутствие подготовленного персонала", и если ваш персонал можно оценить как не слишком подготовленный, вам надо будет поставить в поле "Слабость ваших позиций" достаточно высокий балл по десятибалльной шкале (скажем, 8 или 9).
Поле для ввода названий факторов и конкурентов допускает ввод 70 символов; при необходимости отредактировать введённые словосочетания воспользуйтесь расположенными на клавиатуре стрелками перемещения курсора вправо или влево (если вам покажется, что поле "коротковато").
Анализ возможностей
Для проведения анализа возможностей выявите наиболее перспективные возможности для своего проекта (в данном сегменте рынка) и оцените их привлекательность (по десятибалльной шкале) и вероятность наступления (по десятибалльной шкале).
Примеры открывающихся возможностей:
- низкая конкуренция на рынке;
- государственная политика стимулирования производства соответствующих товаров (услуг);
- чёткий тренд возрастания потребительского интереса к выбранной продукции;
- наличие у вас соответствующих специалистов экстра-класса.
Анализ угроз
Для проведения анализа угроз выявите наиболее опасные угрозы для вашего проекта (в данном сегменте рынка) и оцените степень их опасности (по десятибалльной шкале) и вероятность наступления (по десятибалльной шкале).
Примеры угроз:
- изменение законодательства в сторону ухудшения с точки зрения инвестиционного климата;
- наличие "пузыря" на рынке;
- тренд на затухание деловой активности;
- сильные традиции контрафактного производства на выбранном рынке.
Интерпретация результатов SWOT-анализа
После ввода данных нажмите кнопку "Показать результаты SWOT-анализа" и загляните в итоговые таблицы.
С некоторой долей условности можно сказать, что если ваш отрыв по сумме баллов при оценке сильных и слабых сторон от ближайшего конкурента (с положительным значением) превышает 1.5 раза, дальнейшая работа над бизнес-планом вам категорически рекомендована.
Если отрыв составляет 1.2-1.5 – работа имеет смысл, 1.0-1.2 – проект имеет немного шансов на успех, менее 1.0 – у вас есть возможность вовремя остановиться или пересмотреть целевые рынки или сегменты. Последнее верно и в том случае, если ваше итоговое значение получилось отрицательным.
Но не относитесь к вышесказанному как к догме: в ваших оценках неизбежны неточности; более того, даже находясь в окружении группы консультантов, вы вполне могли недоучесть какие-либо важные факторы. В реальности же случалось, что "выстреливали" проекты и вовсе безнадёжные, и при этом "проваливались" проекты, подававшие самые радужные надежды.
Что касается возможностей и угроз: сравните между собой итоговые значения столбцов (желательно при этом, чтобы количество возможностей и угроз совпадало).
Если "сумма возможностей" получилась существенно меньше, чем "сумма угроз", насторожитесь: проект предстоит рискованный.
Интерпретацию результатов SWOT-анализа вы можете использовать при формировании ценовой политики, а также при анализе рисков.