3.3.0. Ролики с примерами самостоятельного расчёта бизнес-плана (из сериала "Превращение г. Васюки в столицу РФ и МФЦ")
- Как при создании бизнес-плана в Онлайн конструкторе E-planificator заполнять текстовые формы?
- Как вводить в Конструктор текстовую информацию?
Серия 5. Построение диаграмм распределения рынка (1.37 мин.)
- Как при создании бизнес-плана в Онлайн конструкторе E-planificator заполнить форму распределения рынка, распределения портфеля заказов или распределения бюджета?
- Как построить диаграммы в разделе Конструктора "Маркетинговый план бизнес-плана"?
3.3.1. Теория
Описание отрасли
Описание отрасли (или отраслей), в которых будет действовать ваша компания, можно дать как в составе маркетингового плана, так и вынести в отдельный раздел.
Может возникнуть вопрос: чем отличается понятие "отрасль" от понятия "рынок". Отрасль – это совокупность производителей, а рынок – совокупность потребителей (в т.ч. и потенциальных). Достаточно часто, и не без причин, рынок отождествляется с отраслью (подотраслью) и наоборот. Вполне возможно, что в вашем случае достаточно будет ограничиться описанием целевого рынка.
Из вашего описания отрасли должно следовать, развивается ли она (и насколько быстро), стагнирует или деградирует, как и кем регулируется отрасль (нужны ли лицензии, членство в СРО и т.д.), существуют ли особенности в налогообложении (специфические налоги и/или налоговые льготы), есть ли особенности в ценообразовании, каналах поставки и сбыта, присуща ли ей сезонность, каковы прогнозы развития отрасли, какие экономические (например, ассоциации и т.д.) и неэкономические (например, на основе принципов этнической общности) формы взаимодействия характерны для компаний, образующих отрасль. Если отрасли присуща цикличность (а она присуща, например, добывающим отраслям, сталелитейной, химической промышленности), попробуйте выяснить, на какой стадии цикла находится отрасль, и нет ли каких-то факторов, могущих изменить характеристики текущего и последующих циклов.
Если вы – игрок не международного уровня, можете ограничиться описанием отраслевых особенностей в национальном, региональном или даже муниципальном разрезе.
Выявление и анализ конкурентов
Конкурент – это компания, реализующая продукцию, аналогичную вашей (или взаимозаменяемую с вашей – т.е. ваш конкурент не обязательно относится к вашей отрасли), на целевом для вас рынке.
Выявите своих конкурентов и разделите их на основных, деятельность которых вы будете анализировать, и второстепенных. Попробуйте также выявить потенциальных и косвенных конкурентов.
При описании основных конкурентов обращайте внимание на каналы распространения, которые они используют, а также методы продвижения их продукции и ценовую политику. Указывайте долю рынка, которую они занимают, объём продаж, количество работников (по возможности), на каких ещё рынках и с какой продукцией они присутствуют.
При упоминании их преимуществ и недостатков обращайте внимание на те же факторы, которые должны вас заинтересовать при проведении SWOT-анализа: в частности, цена, условия оплаты, имидж, дизайн, широта ассортимента, удобство использования и ремонта, послепродажное обслуживание и т.д. Желательно анализировать их посегментно, но это не всегда возможно.
Ваши конкурентные преимущества
После анализа конкурентов будет уместно упомянуть о конкурентных преимуществах вашего проекта. Выявленные преимущества используйте далее в качестве своих сильных сторон при осуществлении SWOT-анализа на шаге 3.4.
Выявленные конкурентные преимущества могут быть связаны с:
- предложением более привлекательного с точки зрения потребителя продукта;
- более низкими издержками производства;
- более эффективным использованием капитала.
Конкурентный анализ: выводы
В заключение сделайте вывод о степени конкуренции на целевом рынке (можете дать её оценку от "отсутствует" до "ожесточённая") и её динамике и сделайте предположение о том, как конкуренты могут отреагировать на ваше появление на рынке и что (барьеры для входа в отрасль) препятствует появлению новых конкурентов, а что (барьеры для выхода из отрасли) способствует излишней концентрации этих самых конкурентов.
Этот вывод вместе с описанием отрасли введите в форму "Конкуренция в отрасли".
Прочие факторы макросреды
Здесь нужно упомянуть в первую очередь такие факторы как необходимость получения лицензий и разрешений иного рода на право производства рассматриваемой продукции (оказания услуг) – если вы опустили эти моменты при описании отрасли, наличие разного рода региональных льгот и обременений, демографические, криминогенные, экологические, политические, климатические и иные факторы, могущие оказать позитивное или негативное воздействие на ваш проект.
Отдельно можно рассмотреть (при его наличии) фактор зацикленности вашего проекта на особо крупных клиентах, которая может повлечь за собой необходимость снижения цен или корректировки характеристик выпускаемой продукции.
Некоторые из рассматриваемых факторов могут перекликаться с внешними факторами производственной среды (шаг 5.4).