3.1.0. Ролики с примерами самостоятельного расчёта бизнес-плана (из сериала "Превращение г. Васюки в столицу РФ и МФЦ")
- Как при создании бизнес-плана в Онлайн конструкторе E-planificator заполнять текстовые формы?
- Как вводить в Конструктор текстовую информацию?
Серия 5. Построение диаграмм распределения рынка (1.37 мин.)
- Как при создании бизнес-плана в Онлайн конструкторе E-planificator заполнить форму распределения рынка, распределения портфеля заказов или распределения бюджета?
- Как построить диаграммы в разделе Конструктора "Маркетинговый план бизнес-плана"?
3.1.1. Теория
Описание целевого рынка
Конструктор предлагает вам начать подготовку маркетингового плана с описания целевого рынка, т.е. рынка, на который вы нацелились своими товарами или услугами. Если у вас несколько товаров и они нацелены на разные рынки, то придётся хотя бы вкратце описать все эти рынки.
При описании рынка не забудьте отметить следующие характеристики:
- из кого состоит рынок (например, предприятий такой-то отрасли, пенсионеров, собаководов и т.д.);
- не носит ли он характер олигопсонии (монопсонии, дуопсонии) – только для рынков B2B – или олигополии (монополии, дуополии);
- неудовлетворённые потребности этого рынка (которые вы и "закроете" своей продукцией);
- условия (юридические, политические и т.д.) ведения бизнеса на рынке;
- растёт ли рынок и с какой скоростью, каков потенциал этого роста;
- основные тенденции, "двигающие" рынок в ту или иную сторону;
- и самое главное – объём или ёмкость рынка (если можете, и в натуральных единицах измерения, и в стоимостных).
В работе с данным и несколькими последующими разделами вам очень сильно может помочь подготовленный профессионалами отчёт о маркетинговом исследовании вашего рынка (продаются в Рунете по цене 20-50 тыс.руб.). Можете попробовать провести исследование рынка путём проведения онлайн-опроса с использованием какого-нибудь онлайн-сервиса, наиболее известным из которых является SurveyMonkey. Результаты таких исследований можно будет включить в состав бизнес-плана (шаг 3.8).
Интересный метод расчёта общего объёма целевого рынка (TAM) изложен в статье Карла Фритйофсона на сайте ФРИИ.
Сегментирование рынка
При дальнейшем анализе рынка его подвергают сегментированию, т.е. делят на сегменты, представителям которых (потребителям) присущи те или иные общие свойства (возрастная группа, платёжеспособность, проживание на территории того или иного региона, количество работников и т.д.) и для которых различные свойства товаров или услуг могут обладать одинаковой ценностью.
Каждый из таких сегментов, выделенных по одному признаку (например, географическому), может быть поделён на меньшие сегменты или подсегменты, "нарезанные" по другому признаку (например, демографическому).
Вы можете посчитать целесообразным нацеливаться вначале не на весь рынок, а выбрать для себя один или несколько наиболее привлекательных по тем или иным параметрам (например, интенсивность конкуренции, темпы роста и т.д.) сегментов. Имеет смысл ранжировать сегменты по степени привлекательности.
Описание целевого сегмента
При описании целевого сегмента укажите, почему вы выбрали именно этот сегмент, а также его размер (в процентах от размера всего рынка), количество потребителей (по возможности), необходимость или целесообразность проведения особой ценовой политики.
Выявление рыночной ниши
Возможно, в своём исследовании рынка вы смогли продвинуться ещё глубже и нашли перспективную рыночную нишу. Ниша – это почти свободный от конкурентов (пока неинтересный им или незамеченный ими) чётко ограниченный зазор внутри рыночного сегмента или между сегментами, который вы, по крайней мере, на первых порах собираетесь охватить своей продукцией или услугами и в которой ваша компания может по максимуму использовать свои сильные стороны. Наличие такой заранее выявленной вами ниши (если, конечно, в ней существует не требующий затратных стимулирующих мероприятий спрос) может резко повысить шансы компании на выживание. Если вы обнаружили такую нишу и собираетесь занять её, опишите её в соответствующей форме, указав также, чем и как долго эта ниша будет защищена от вторжения конкурентов, ожидаемые темпы её роста и её "потолок".